Автоматизированная система безопасности транспортирования ЯМ

Общие сведения о системе


Рис. 1. Состав технических средств АСБТ

В целях снижения рисков несанкционированного воздействия на перевозимые ядерные материалы (ЯМ) в отрасли разработана и приказом руководителя Федерального агентства по атомной энергии от 21.12.2007г. № 682 введена в промышленную эксплуатацию Автоматизированная система безопасности транспортирования ЯМ (АСБТ), разработчик и изготовитель – ФГУП «СНПО «Элерон».

АСБТ реализует требования «Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждены Президентом Российской Федерации 01.03.2012г., Пр-539) и Федерального закона РФ от 01.12.2007г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в части обеспечения постоянного мониторинга перевозок ядерно и радиационно опасных материалов.

Система состоит (рис. 1) из сети диспетчерских пунктов, комплексов физической защиты, связи и позиционирования транспортных средств, а также специально обученного персонала и обеспечивает в реальном масштабе времени мониторинг местоположения транспортного средства с ЯМ, контроль состояния физической защиты перевозимого груза, реализует информационный обмен между транспортными средствами и диспетчерскими службами предприятий и организаций Госкорпорации «Росатом» как в штатном режиме перевозки, так и в случае возникновения нештатной (аварийной) ситуации.

Схема информационного обмена в АСБТ представлена на рис. 2.


Рис.2. Схема информационного обмена в АСБТ

2. История создания АСБТ




Рис. 3. Подписание контракта по проекту АСБТ



Рис. 4. Момент российско-американской встречи

Работы по проекту АСБТ проводились в соответствии с двусторонним соглашением между правительством Российской Федерации и правительством Соединенных Штатов Америки «О безопасной перевозке, хранении, уничтожении и предотвращении распространения оружия» от 17 июня 1992г. и поправками и дополнениями к нему согласно Протоколу, подписанному 16 июня 1999г., а также в соответствии с соглашением между правительством Российской Федерации и правительством Соединенных Штатов Америки «О сотрудничестве в области защиты, контроля и учета ядерных материалов» от 2 октября 1999г.». Один из моментов подписания контракта по проекту АСБТ показан на рис. 3.

В развитие указанного соглашения, в совместном заявлении Министра Российской Федерации по атомной энергии В.Н. Михайлова и Министра энергетики Соединенных штатов Америки Хейзела Р. О' Лири, сделанного в связи с проведением VII сессии российско-американской Комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству (Комиссия «Черномырдин-Гор») в Москве 15-16 июля 1996г., было отмечено, что одним из приоритетных вопросов в области физической защиты ядерных материалов является обеспечение высокого уровня безопасности их транспортирования.

Работы по созданию АСБТ Минатом России поручил СНПО «Элерон», которое было выбрано исходя из имевшихся заделов и накопленного опыта при создании технических систем физической защиты как стационарных, так и подвижных объектов.

Работы были начаты в 1995 году под непосредственным руководством и контролем Минатома России. Протоколы переговоров специалистов СНПО «Элерон», национальных лабораторий и Министерства энергетики США, принимаемые организационные и технические решения рассматривались и утверждались Министром Российской Федерации по атомной энергии либо его заместителями.
По результатам переговоров был подготовлен концептуальный проект разработки АСБТ, который в июне 1996 года был рассмотрен и одобрен на совместной российско-американской встрече.

Приказом Министра Российской Федерации по атомной энергии от 31.07.96 № 452 «О реализации решений VII Сессии российско-американской межправительственной Комиссии (Комиссия «Черномырдин-Гор») и Комитета по ядерной энергии Комиссии» СНПО «Элерон» было дано поручение: подготовить план мероприятий по реализации положений совместного заявления по обеспечению физической защиты ядерных материалов при транспортировании.

В 1996-1999гг. формировался облик АСБТ: были приняты решения об оборудовании железнодорожного и автомобильного транспорта системами безопасности, о создании сети диспетчерских пунктов. Все решения по созданию АСБТ рассматривались на российско-американских встречах, согласовывались с предприятиями перевозчиками ЯМ и силовыми ведомствами, и утверждались руководством Минатома России. На рис. 4 запечатлен момент российско-американской встречи, где обсуждались вопросы долговременной поддержки эксплуатации АСБТ.

В частности в «Решении № 11/р от 18.05.99г. по вопросу совершенствования системы контроля перевозок ЯМ», утвержденном Первым заместителем Министра РФ по атомной энергии В.Б. Ивановым, был сделан вывод о целесообразности использования в АСБТ для обеспечения надежной и оперативной связи с транспортными средствами, перевозящими ЯМ, каналов спутниковой связи. В качестве оптимальной, с точки зрения технических и стоимостных характеристик, была предложена комбинированная система, базирующаяся на использовании отечественной системы спутниковой связи «Гонец» и международной – «Inmarsat».


Рис. 5. Е.Т. Мишин и Ю.Л. Давыдов обсуждают ход учений «Саров-2003»

В ходе разработки системы проводилась оценка ее эффективности на основе специализированных программ, осуществляющих математическое и имитационно-игровое моделирование ситуаций, которые могут возникнуть в ходе перевозки. Результаты моделирования учитывались при принятии технических решений, формирующих облик системы.

На всех этапах разработки системы проводилась практическая проверка эффективности принимаемых решений. Так для тестирования железнодорожного комплекса АСБТ была проведена поездка по маршруту Москва-Екатеринбург и обратно, в которой участвовали специалисты как с российской, так и с американской стороны. Испытание системы прошло успешно.

Наиболее полно практическая проверка возможностей физической защиты транспортных средств противостоять нападению террористов была проведена в ходе командно-штабного учения «Саров-2003». На рис. 5 показан фрагмент проведения учений, где генеральный директор Е.Т. Мишин и ныне первый заместитель генерального директора ФГУП «СНПО «Элерон» Ю.Л. Давыдов обсуждают ход учений.

Результаты учений подтвердили высокую эффективность железнодорожного комплекса АСБТ по обеспечению безопасности перевозок ЯМ.
Вместе с тем, в результате учений выявлена недостаточная эффективность имеющейся защиты автомобильного транспорта, используемого в отрасли, для перевозки ЯМ. В ходе учений «террористам» удалось захватить специальный грузовой автомобиль (Рис.6) и получить доступ к грузу (Рис. 7) .


Рис. 6. Учения. Захват специального автомобиля «террористами»

Рис. 7. Учения. «Террористы» похищают ядерные материалы

В целях повышения безопасности транспортирования ЯМ и снижения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций при их транспортировании во ФГУП СНПО «Элерон» при участии предприятий основных перевозчиков ЯМ и американской стороны были начаты работы по созданию совершенно новых типов специального грузового автомобиля и автомобиля охраны, а также по созданию нового автомобиля колонны - автомобиля разведки.

К настоящему времени на предприятия отрасли поставлено более 50 специальных автомобилей нового поколения.

Ввиду важности, проблема безопасного транспортирования ЯМ дважды рассматривалась на заседаниях Правительства Российской Федерации.

На заседании Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2000г. № 39 был рассмотрен вопрос «О состоянии и мерах совершенствования физической защиты специальных ядерных материалов, промышленных и экспериментальных радиационно и ядерно опасных объектов». Минатому России было поручено обеспечить реализацию дополнительных мер по дальнейшей разработке и внедрению системы управления физической защитой при осуществлении транспортирования ЯМ.

На заседании Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2001г. № 48 был рассмотрен вопрос «О мерах по обеспечению безопасности при перевозках радиоактивных материалов в Российской Федерации». Было принято решение поддержать принимаемые Минатомом России и другими федеральными органами исполнительной власти меры по развитию Автоматизированной системы безопасности транспортирования ядерных материалов (АСБТ).

3. АСБТ в юбилейном году

В настоящее время в Госкорпорации «Росатом» эксплуатируется более 100 специальных железнодорожных вагонов, и более 50 специальных автомобилей, оборудованных комплексами АСБТ.

При транспортировании ЯМ информация с любого транспорта, оборудованного комплексом АСБТ, поступает на центральный диспетчерский пункт, на диспетчерский пункт предприятия и на диспетчерский пункт ГШ ВВ МВД России. В случае поступления сигнала тревоги с транспортного средства о совершении несанкционированных действий в отношении перевозимого груза (нападение, террористический акт и т.п.), к месту происшествия прибывают подразделения внутренних войск.

Для передачи информации в комплексах АСБТ используются проводные, спутниковые («Inmarsat-C», «Гонец»), сотовые каналы связи GSM и УКВ радиосвязь.

Для решения задач позиционирования используется специально разработанный для системы АСБТ приёмник «ГАЛС-П-АСБТ», принимающий сигналы от спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS. Точность определения места положения транспортного средства соответствует требованиям по информационной безопасности при перевозках ЯМ (согласовано с ФСБ России).

Модульный принцип построения системы позволяет без существенных изменений адаптировать ее к требованиям потребителя, а также обеспечивать сопряжение с любыми системами охраны или с другими средствами, мониторинг состояния которых необходимо осуществлять.

К настоящему времени в конкретной конфигурации комплексов АСБТ транспортных средств реализован достаточно широкий набор функциональных возможностей.

Проект развития АСБТ охватывает ряд направлений, включая вопросы организации связи, оснащения аварийно-спасательных формирований отрасли средствами обеспечения безопасности работ в зоне аварии с радиационным фактором, создания Отраслевой автоматизированной системы мониторинга перевозок радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также опасных грузов железнодорожным и автомобильным транспортом на базе средств спутниковой навигации ГЛОНАСС (АСБТ-ГЛОНАСС).

Следует отметить, что создание Отраслевой автоматизированной системы мониторинга перевозок РВ и РАО базируется на технических и организационных решениях, используемых в существующей системе АСБТ, используемой для перевозки ЯМ. Создаваемая система, работы по которой начаты 2011 году, будет подсистемой АСБТ.

Оснащение транспортных средств предприятий отрасли программно-аппаратными комплексами АСБТ-ГЛОНАСС позволит в полной мере выполнить требования постановления Правительства РФ от 25.08.2008г. № 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».

В рамках Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» с 2009 года по проекту АСБТ работы ведутся по следующим направлениям:

  • разработка, изготовление и сдача в эксплуатацию быстро разворачиваемых комплексов АСБТ для оборудования железнодорожных вагонов и автомобилей, перевозящих ЯМ;
  • разработка, изготовление и сдача в эксплуатацию модернизированных железнодорожных и автомобильных комплексов АСБТ для замены отслуживших свой срок;
  • разработка, изготовление и сдача в эксплуатацию комплексов АСБТ для оборудования диспетчерских пунктов аварийно-технических центров отрасли, обеспечивающих мониторинг перевозок РМ;
  • создание современного программно-аппаратного комплекса нового поколения Автоматизированной системы безопасного транспортирования ЯМ железнодорожным и автомобильным транспортом (АСБТ-2), отличающегося по отношению к находящимся в эксплуатации комплексам улучшенными тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками.

Улучшение тактико-технических характеристик системы за счет использования современной элементной базы и достижений информационных технологий, включает:

  • снижение энергопотребления аппаратуры с целью увеличение времени работы комплекса в автономном режиме от аккумуляторных батарей (с 6 часов в действующей АСБТ до 6 суток в разрабатываемой);
  • уменьшение массогабаритных характеристик оборудования, размещаемого в транспортных средствах, по отношению к находящемуся в эксплуатации (габариты в 2 раза, вес в 8 раз);
  • повышение уровня унификации функциональных узлов оборудования и программного обеспечения комплекса;
  • возможность оперативного изменения (увеличения) количества абонентов АСБТ, осуществляющих информационный обмен в сети ДП.

Таким образом, Автоматизированная система безопасного транспортирования ЯМ (АСБТ) стала неотъемлемой частью отраслевой системы безопасного транспортирования специальных грузов. В проекте АСБТ участвуют десятки организаций отрасли. Регулирование процесса разработки и внедрения АСБТ осуществляется в соответствии с приказами, определяющими распределение обязанностей между организациями.